Контейнеры готовятся к битве

ПАО «ТрансКонтейнер» (ТК) – признанный лидер «тяжелой модели» сегмента контейнерных отправлений. Согласно заявлениям топ-менеджмента компании, в 2020-м ей удалось сохранить в своих руках почти 40% от общего объема контейнерных перевозок по сети ОАО «РЖД». Однако удастся ли ТК и дальше удерживать победные позиции?

Контейнеры готовятся к битве
Сохранить, но не приумножить
Как отмечает руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков, даже за самое сложное для транспортно-логистического сектора I полугодие 2020 года компания не потеряла свои позиции. Однако нестабильный и непредсказуемый 2020 год, несомненно, осложнил процессы интеграции «ТрансКонтейнера» в группу «Дело» и проработку среднесрочной стратегии развития группы совместно с ГК «Росатом».

Выручка компании за 9 месяцев 2020-го составила 73,7 млрд руб., что на 15,7% выше показателя за этот же период прош­лого года. Однако чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по МСФО в январе – сентябре 2020-го сократилась на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 9,8 млрд руб., что следует из отчета компании. Одна из причин такого результата – азиатский локдаун в производстве и перевозках в I квартале года.

Масла в огонь подлили и РЖД, последовательно предлагающие рынку меры, которые могли (и все еще могут, ведь по ряду из них окончательного решения до сих пор нет) навредить долгосрочным планам развития контейнерного оператора. «В течение года мы дискутировали с железнодорожниками по ряду спорных и не совсем приятных для нас вопросов, включая возобновление перевозки контейнеров в полувагонах, тарифную политику, допуск «ТрансКонтейнера» к казахстанскому транзиту и, наконец, создание ОАО «РЖД» прямого конкурента «ТрансКонтейнера». По некоторым проблемам достигнута определенная ясность, другие до сих пор находятся в стадии проработки или отложены» – так о взаимодействии с монополией в уходящем году высказался глава ГК «Дело» Сергей Шишкарев в интервью отраслевому изданию.

После покупки «ТрансКонтейнера» для ГК «Дело» вопрос взаимодействия с РЖД стал, наверное, наиболее деликатным. И здесь все не так гладко. В РЖД уже не скрывают, что менеджмент компании теперь не заинтересован в лоббировании интересов крупнейшего контейнерного оператора, что доказывает, например, июньское обращение «ТрансКонтейнера» к холдингу на тему «многократного отказа в перевозках». В октябре РЖД и «ТрансКонтейнер» подписали соглашение о сотрудничестве и договорились проводить скоординированную работу. Однако на фоне актуальной дискуссии документ выглядит, скорее, политическим жестом, призванным немного успокоить волнение рынка.

Конкуренция против этики
Поворотным моментом во взаимоотношениях двух гигантов стало создание ОАО «РЖД» нового контейнерного оператора – АО «РЖД Бизнес Актив», который претендует на как минимум равный кусок контейнерного пирога.
В этот момент о нарушении той самой этической стороны вопроса представители «ТрансКонтейнера» начали говорить уже во всеуслышание. «Создание нового игрока мы восприняли с большой озабоченностью. И дело здесь не только в потенциальной потере доли рынка и, соответственно, прибыли. Как представляется, такой шаг менее чем через год после приватизации «ТрансКонтейнера» нарушает дух договоренностей, которые обсуждались на этапе подготовки и проведения конкурса по продаже его контрольного пакета, включая неизменность базовых условий рынка контейнерных перевозок в среднесрочной перспективе» – так высказался С. Шишкарев.

С точки зрения «ТрансКонтейнера» создание нового контейнерного оператора практически неизбежно приведет к монополизации рынка (особенно с учетом доли в нем ОТЛК ЕРА и Федеральной грузовой компании). Опасения возникают в первую очередь в плане того, насколько здоровой будет конкуренция, ведь новый оператор может получить от ОАО «РЖД» льготы на ремонт и приоритетный проезд по сети.

Эксперты и другие игроки рынка ожидаемо не так категоричны. С учетом практически полного доминирования «ТрансКонтейнера» появление эквивалентного оператора, по их мнению, как раз и ведет к развитию здравой конкуренции, особенно если ОАО «РЖД» все-таки будет играть по установленным им самим правилам, а грузовая база продолжит расти фиксируемыми в последние годы темпами. Однако в действительности, скорее всего, подвинуться придется малым операторам, возможности которых значительно уступают потенциалу как РЖД, так и ТК.

Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк считает, что серьезного влияния появления АО «РЖД Бизнес Актив» на рынок не стоит ждать до 2022 года. По его словам, «ТрансКонтейнер» и FESCO имеют неоспоримые конкурентные преимущества за счет развитого парка платформ и контейнеров, а «РЖД Бизнес Актив» сможет приблизиться к показателям ТК в лучшем случае к 2025-му.

«В какой-то степени это выгодно и «ТрансКонтейнеру», так как, имея свой актив в аналогичном бизнесе, ОАО «РЖД» уже будет более взвешенно относиться к тарифной политике контейнерных перевозок. Что касается наземных российских погранпереходов, то здесь ситуация несколько сложнее, так как их пропускная способность оставляет желать лучшего. А если посмотреть на практику строительства частных пограничных терминалов в Казахстане, то здесь у «ТрансКонтейнера» как у независимой и более гибкой бизнес-структуры возникают дополнительные преимущества, и неизвестно еще, кто здесь достигнет больших успехов», – прокомментировал создание АО «РЖД Бизнес Актив» член совета директоров STS Logistics Владимир Дорохов.

Он также обращает внимание на стратегический альянс экономически связанных между собой структур ГК «Дело», Global Ports и Maersk, которые дают ощутимые преимущества для бизнеса «ТрансКонтейнера» практически во всех основных портах России. «Если же всем известные слухи о переходе в актив ГК «Дело» второго по размерам текущего оператора, FESCO, обретут действительность, то в альянсе с ТК они займут более 50% контейнерного рынка и конкурировать с ними будет очень непросто», – добавил эксперт. Не стоит оставлять в стороне от рассмотрения и амбиции компании в создании национального контейнерного оператора.

То, в каких условиях будет вскоре развиваться бизнес оператора, во многом зависит от того, на какие грузы будет ориентироваться АО «РЖД Бизнес Актив». Если оно вплотную займется развитием довольно чахлых внутренних перевозок, то перспективы ТК можно оценить вполне позитивно. Если же обе компании сойдутся в бою за высокую маржу, рынок на горизонте следующих 5 лет станет полем боя для двух гигантов. И кто выйдет в этой битве победителем, предсказать пока трудно.

О других противоречиях между РЖД и ТК, а также прогнозах участников рынка читайте в материале под заголовком «Контейнеры во всеоружии» в №24 журнала «РЖД Партнер».