Железнодорожную инфраструктуру Дальнего Востока готовят к экспорту сжиженного газа

Инвестиции в 4,2 млрд рублей позволят нарастить грузооборот железнодорожной станции общего пользования Советская Гавань-Город с 456 тыс. до 10 млн т в год. Основной номенклатурой инвестор считает называют сжиженный газ, который будут отгружать в страны АТР. Инвестор не намерен останавливаться на реконструкции железнодорожной станции, по плану уже в 2023 году в Хабаровском крае в полную мощность заработает терминал для временного хранения СПГ. Он станет первым и единственным в своем роде на Тихоокеанском побережье России.

Железнодорожную инфраструктуру Дальнего Востока готовят к экспорту сжиженного газа

Новая энергетика

Транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов строят на побережье Татарского пролива в бухте Эгге Японского моря – отгружать СПГ будут на морские суда-газовозы ледового класса. Общий объем инвестиций в проект превышает 21 млрд рублей. Продукты на склад временного хранения будут доставляться железнодорожными цистернами, рассказывает генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй» Артем Евланов.

«В условиях повышенного спроса на российский СПГ экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона набирает обороты, его рост сдерживается низкой пропускной способностью ст. Советская Гавань», – говорит он.

Большую часть сжиженного природного газа – 55% – Россия экспортирует. Основной покупатель – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди экспортеров номенклатуры большая доля принадлежит проекту «Сахалин-2», в минувшем 2020 году здесь зафиксирован рекордный объем продукции, более 11,6 млн т. Увеличивает долю поставки в Азию и главный российский производитель сжиженного газа – «Ямал СПГ», местом добычи газа которого является Южно-Тамбейское месторождение.

«Россия может этот показатель многократно нарастить», – отмечает Евланов.

К экспорту СПГ готовят Северный морской путь, перевалочный пункт для сжиженного природного газа в Хабаровском крае строят исходя из этого плана. Годовой грузооборот терминала, который будет работать в круглогодичном и круглосуточном режиме, достигнет 1 млн т в год.

Инвестиции в инфраструктуру

Имущественный комплекс, который планируется ввести в работу в 2023 году, будет запускаться в режиме свободного порта.

«Этот формат подразумевает создание свободной экономической зоны: не входящая в состав таможенной территории данного государства площадь порта, а также водные бассейны, причалы и прилегающие участки со складами, мастерскими и верфями», – говорит А. Евланов.

Полное или частичное отсутствие таможенных пошлин и налогов, льготный режим ввоза, вывоза и реэкспорта товаров привлекут инвесторов, добавляет эксперт. На деньги инвестора строят инфраструктуру для терминала: линия электропередачи, волоконно-оптическая линия связи, кроме того, на деньги инвесторов планируют построить железнодорожный путь между терминалом в бухте Эгге и ст. Советская Гавань.

«Скорее всего, в основном на объекте будут применяться отечественные разработки и технологии, например, такие как BIM – информационное моделирование, объединяющее все этапы строительства, от инженерных изысканий до эксплуатации. Использование данной технологии станет обязательным в России с 2022 года», – резюмирует А. Евланов.